Мозаики для Дворца Советов: «голые люди идут к коммунизму»

 

Мозаичные работы Дворца Советов

В рамках грандиозного проекта «Дворец Советов» предполагались и масштабнейшие работы по декору. В проекте было все: мозаики, фрески, майолика, фаянсовые расписные плитки, цветные и рельефные витражи, ковры, гобелены, люминесцентная живопись – и это далеко не все!

Дворец Советов. Фото со стройки.
Дворец Советов. Фото со стройки.

Наряду с профессиональными художниками планировалось привлечь мастеров народного творчества разных национальностей: украинских вышивальщиц, туркменских ковровщиц, мастеров Палеха, резчиков по дереву, мастеров декоративных тканей, гобеленов и пр.

Проект Дворца Советов.
Проект Дворца Советов.

Общая площадь предполагаемых мозаик для Дворца Советов насчитывала более 3800 кв. м.

Работа П.Д. Корина над мозаиками Дворца Советов.

В 1940 г. было решено организовать для них особую мозаичную мастерскую в Москве. Ее возглавил художник П. Д. Корин. В студию также вошли: Б. А. Корин, К. К. Сороченко, Л. Е. Хаютина и другие молодые художники. Из-за войны работы ведутся с перерывом: возобновляются в 1943 г. и к 1948 г. два фрагмента огромного панно для вестибюля здания было закончено.

Сюжет для панно назывался – «Марш в будущее». Описание этих панно в духе того времени (1953 год) без комментариев: «П. Д. Корин решает мозаичный фриз как торжественное шествие колоссальных восьмиметровых фигур, развертывающееся по обеим сторонам кольцевого кулуара Дворца Советов в направлении к президиуму и завершающееся над ним триумфальной символической группой рабочего и колхозницы. В величавом и торжественном шествии мощных атлетических фигур мужчин и одетых в легкие одежды женщин, в их героических позах и патетических жестах, с развертывающимися над головами гигантов багряноалыми стягами ясно чувствуется стремление художника выразить героическую сущность нашей эпохи, олицетворяя в гигантских, мощных фигурах мужчин и женщин поколение советских людей – строителей коммунизма, неуклонно и уверенно идущих в будущее, к сияющим высотам коммунизма».

Мозаичные работы Дворца Советов. Марш в будущее. Мозаика Корина.
Марш в будущее. Фрагмент мозаики Корина.

Пользуясь мощной пластикой обнаженных тел, широкого и величественного ритма шагающих в будущее гигантов, энергичных жестов и выдержанного в суровых тонах колорита, подчеркнутого мерцающим золотом фоном, П. Д. Корин создает монументальный образ широкого, обобщенного значения, воспринимаемый как победная героическая симфония освобожденного человечества, строящего коммунистическое общество.

Мозаики для Дворца Советов: «голые люди идут к коммунизму»

Решая этот образ, художник следовал лучшим классическим традициям античности и Возрождения, мастера которых с исключительным умением передавали обнаженное человеческое тело. Некоторыми недостатками, еще не преодоленными художником в его мозаичных фрагментах, являются: известное преобладание в найденных им образах строителей коммунизма физической силы над интеллектом, несколько жесткий, обобщенный рисунок с известным налетом модернизма, безусловно снижающие найденные им монументальные образы»…

Работа А.А. Мыльникова над мозаиками Дворца Советов.

Кроме Корина над своими эскизами мозаик Дворца съездов работали и другие художники. Другим автором, успевшим пройти стадию работы над эскизами до того, как работы были свернуты и начавшим работать в материале, был А. А. Мыльников.

Мозаичные работы Дворца Советов. Мыльников. Клятва балтийцев. Фрагмент мозаики.
Мыльников. Клятва балтийцев. Фрагмент мозаики.

В 1946 г. он частично осуществляет мозаичный набор по своей картине «Клятва балтийцев».

материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru

 

Другие статьи по истории мозаики:

 

к следующей публикации "Сталинский ампир: «сеанс черной магии с последующим ее разоблачением»"